Новости

Главная » НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА » СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ РУССКОГО ПЧЕЛОВОДСТВА

СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ РУССКОГО ПЧЕЛОВОДСТВА

1. Легенды о Савватии и Зосиме

"... Долго жили пчелки, Божьи угодницы, долго жили, но не было у них в лике Святых своего покровителя. И нападала от этого на мудрое пчелиное царство всякая нечисть нечистая, мешая пчелам делать Божье дело. Собрались однажды на совет семьдесят семь цариц семидесяти семи городов пчелиных: "У всякого насекомого, у всякой животины, есть свои покровители у подножья Престола Господня, - сказала на этом совете мудрейшая из всех семидесяти семи цариц. Одна пчелка живет-трудится на земле без святой защиты в небесах". Порешили семьдесят семь цариц семидесяти семи городов пчелиных полететь на небеса к Престолу Господню. Полетели семьдесят семь цариц пчелиного царства и обступили подножие ног Всевышнего. Дошла до слуха Божьего жалоба-мольба семидесяти семи цариц, просивших о святом покровителе для своего пчелиного народа, трудящегося и подвизающегося во славу Господа Сил. Внимал Бог Саваоф царственным челобитчицам, внимал и сокрушался: некому было отдать под защитe пчелу - Божию угодницу. Услышал грозен Илья Пророк об этом, и возговорил он пред лицом Всевышнего Царя царей и царств, и напомнил он Господу о новопредставленных святых угодниках Его, преподобных Зосиме и Савватии, Соловецких подвижниках. И воссиял лик Господа Сил радостию велиею: нашлись среди святых на лоне Его не один, а двое покровителей - оберегателей Божьей работницы на святорусской земле. Воспели хвалу Богу Сваофу семидесятью семью голосами семьдесят семь цариц семидесяти семи городов царства пчелиного, и полетели они разносить по миру, по свету белому, радостный благовест о святой двоице соловецкой - Зосиме-Савватии. С той поры и взяла на свои рамена заботу-тоготу о пчеле, Божьей угоднице, святая двоица". Так гласит народная молва…

Другие легенды рассказывают, что Бог посылал Зосиму и Савватия принести "божью работницу" из земли Египетской, страны идольской (или райской), с горы (или из пещеры). Зосима и Савватий отправляются туда как странники и приносят пчел в посохе. "Рой роится - Зосима - Савва - веселится"; "Что у пчелы в соту, то Зосима - Савва - дали" - говорят русские пословицы. Второго июля по народному календарю "пчельники Зосима и Савва пчел растят, цветы медом наливают". Ко дню преподобного Зосимы (17/30 апреля) приурочивалась выставка пчел из зимовников, а 2 октября, в день памяти Савватия, их убирали в погреба и, начиная с этого дня до 10 октября, отмечали пчелиную девятину, ежедневно потребляя мед. Девятина заканчивалась выпечкой печенья на меду (П.Рожнова, 1992 г.). К Зосиме и Савватию обращались с молитвами и просьбами о помощи при содержании пчел. Многие распространенные в народе заговоры заканчивались фразой: "Божию помощью и преподобного Зосимы" (Т.Павлевский, 1899 г.). Икона, с изображением этих святых являлась принадлежностью многих пасек:

Вот и пчельник деда Клима:
Хатка, садик и прудок - И угодника Зосима
Над калиткой образок…
(И.З.Суриков "Дед Клим")


"Зосимой" называли улей с иконой этих преподобных. В.В.Иванов и В.Н.Топров (1982 г.) считают, что образ Зосимы и Савватия представляет собой прежитки "языческой эпохи с ее "культами пчелиного бога", подлинное имя которого утрачено" у славян и у русских. Тем не менее, этот образ отождествлен с конкретными людьми, жившими в конкретную историческую эпоху.

2. Житие Преподобных Отцов

Преподобный Савватий был иноком Кирилло-Белозерского монастыря, учеником его основателя. В поисках "безмолвного" жития Савватий уходит в малочисленный Валаамский монастырь. Однако, спустя некоторое врем, он уходит в уединенное место на Карельском берегу. От местных жителей он узнает об островах на Белом море, знакомится с пустынножителем Германом, который раньше бывал на них. Они вместе, преодолев двухдневный путь морем, в 1429 году приезжают на Соловки.

*** Здесь случилось чудо, которое явилось предсказанием о создании монастыря на острове по Божьему Провидению. Однажды, находясь в келье, Савватий и Герман услышали "глас и вопль велик". Герман направился в сторону, откуда слышался вопль, и обнаружил лежащую и плачущую женщину. Она сообщила Герману, что ее встретили "два юноши страшна образом светла зело" и избили прутьями. Они сообщили ей, что этот остров не для поморов, а для иноческого жительства…"


Подвижники поставили крест и келью на горе, которую назвали Секирной, прожили там шесть лет. Герман затем уехал на Онегу, а Савватий, предчувствуюя свою кончину, поехал искать священника на побережье, где и скончался, получив причастие от игумена Нафанаила. Игумен и купец Иоанн погребли преподобного при часовне на реке Выг.

Преподобный Зосима - сын богатых родителей небольшого села Толвуи на берегу Онежского озера. Он отрекся от мира, раздал имущество бедным и ушел в Поморье на реку Суму. Здесь он встретился с Германом, который рассказал ему о Савватии, Соловецких островах. В 1436 году они отправляются на острова, где образуется община, которая выбирает Зосиму игуменом, строит храм и обитель, а в 1456 году он перевозит мощи Савватия с реки Выги на остров. Умер Зосима в 1478 году.

В 1547 году Зосима и Савватий канонизированы и причислены к лику святых. На рубеже ХV - ХV1 века было созадно Житие Зосимы и Савватия Соловецких (от греческого hagios - "святой", grapho - "пишу"). История его написания дошла в составе самого Жития: в "Слове о сотворении жития начальник Соловецких Зосимы и Савватия". Первым основателем записей был Досифей, инок монастыря, затем его труд был дополнен и литературно обработан Спиридоном-Саввой, по настоянию Новгородского архиепископа Геннадия. В последствии Житие видоизменялось и дополнялось чудесами. Заботясь об увековечении памяти основателей обители, старцы обратились к сербскому писателю-проповеднику Льву Филологу с просьбой о создании похвальных слов о Зосиме и Савватии. Для этого была организована поездка на Афон (или в Сербию) монаха Богдана между 1533-1538 годами, которая завершилась удачно: Соловецкий монастырь получил тексты похвальных слов святым.

*** Так, из событий монастырской жизни наиболее известным является эпизод на пиру у боярыни Марфы Борецкой в Великом Новгороде, где Зосима увидел 6 бояр, сидящих без голов, что явилось предсказанием казней, учиненных Иваном III после похода на Новгород в 1471, и бед, угрожающих семье хозяйки дома.


Житийные тексты сопровождаются посмертными чудесами, в которых главным действующим лицом выступает Зосима, помогающий попавшим в беду и монахам монастыря, и жителям Беломорского побережья. Житие является одним из ранних источников, освещающих начальную историю Соловецкого монастыря и освоения Беломорья, где нашли реальное отражение суровые условия быта этого края.

3. Пчеловодство в Соловецкой Пустыни

В это время пчеловодство в монастыре развито не было. Соловецкая пустынь никогда не была богатым монастырем. Она не имела жалованных государевых угодий, оброчных мельниц, крестьян. Основным богатством монастыря были рыба, промысел морского зверя, соль, лес. В ХV - ХV1 столетии в государевой грамоте от 29 января 1559 года записано: "От царя и великого князя Ивана Васильевича…Надобе Деи им купить в Великом Новгороде и на Вологде, и по иным городам запасу на монастырский обиход на год… по двести пуд меду…и воску…". Мед и воск на острова привозили в основном из Новгорода и Вологды, где существовали подворья этого монастыря.

В 1671 году пустыни было отведено 40 десятин угодий. В 1763 году кроме двух церквей в пустыни находились жилые и хозяйственные строения: сосновая строительная келья с сенями, кирпичной печью и четырьмя красными окнами, изба, где выпекался хлеб (хлебенная), иеромонашеская келья, баня братская с предбанником, три сосновых сенных сарая с двумя погребами под ними, хлебный амбар сосновый, да десять ульев с пчелами.

В середине XVIII веке монастырю уже принадлежало 249 десятин и прилегающие земли, покрытые лесами. На этих землях, с северной и западной сторон монастыря монахами был разбит большой яблоневый и вишневый сад, и устроен пчельник.

В Х1Х веке на Большом Соловецком острове в хозяйстве монастыря существовал воскобойный, свечной завод, валунный погреб, который сохранился до настоящего времени.

Н.Костомаров (1907 г.) писал, что монахи монастыря были гостеприимны, имена Зосимы и Савватия были самыми почитаемыми. Почему в народном благочестии эти святые считались покровителями пчеловодства? С.А.Розов считал, что объявление их покровителями произошло во времена правления царя Алексея Михайловича. В это время на севере и в центре страны начинают появляться пасеки. Переход от бортевого пчеловодства к пасекам привел к тому, что скопление пчел на одном маленьком участке способствовало изменению приемов пчеловождения, увеличения массовой гибели пчел. Это был сложный период в пчеловодстве, период его становления. Поэтому народ искал психологическую поддержку, обращаясь к религии, к образам святых. Возможно, именно этот момент послужил широкому признанию преподобных Зосимы и Савватия покровителями пчеловодства (О.Ф.Гробов).

4. Святые Отцы - покровители пчеловодства в Европе

В ХVП веке проведены реформы патриарха Никона, были устранены накопившиеся столетиями разногласия в западном и восточном православии. У западных славян покровителями пчеловодства являются святые Зосима и Пахомий. При раскопках старой болгарской столицы Тырново была найдена свинцовая пластинка, относящаяся к концу Х1V в. с текстом молитвы-заговора, обращенном к этим святым:
"Увидел (святой Зосима) пчелу и спрашивает ее, куда она летит. Она отвечает - в пустое поле искать убежище. Говорит святой Зосима: здесь ходят ловцы с острыми топорами, так что вернись к своему господину в готовое жилище и в будущем свети церкви. Отца и Сына и Святого Духа (пусть скажет) молитву царя Соломона при ловле пчел, произнеся от (имени) святого Зосимы: Собери пчел своего стада и своего роя и собери свою еду и стой, свети…. При Зосиме. Теперь и всегда святой Пахомий и святой Зосима….умножи… благо…" (И.Петков, 1990 г.).

Пахомий Великий (292 - 348/349 г.) в молодости служил в войсках императора Константина в Египте. В 315 году он уходит со службы, крестится и удаляется в пустыню на 10 лет. В 325 году на одном из островов Нила он создает монастырь, вокруг которого постепенно возникли еще пять. В одном из пяти настоятелем была его сестра. Пахомий осуществлял общее руководство монастырями. Он впервые сформулировал келлиотский устав (живущий своим трудом) на основе завета апостола Павла "Кто не работает, тот не должен есть". Возможно, что монастыри имели пасеки, так как должны были обеспечивать себя воском для свечей. Праздник дня святого Пахомия отмечается 15(28) мая.

Имя Зосимы православный календарь упоминает девять раз, говоря о разных лицах, живших во П - VП веках. Существует связь между упоминанием в народном месяцеслове даты - 4(17) января, которая связывается с Зосимой (Г.Д.Рыженков 1991 г.) и день преподобного мученика Зосимы (Ш и 1V века), отмечаемая церковью в этот же день.

Возникновение покровителей пчеловодства среди христианских святых, очевидно, происходило не ранее Х1 - ХП века после разделения церкви на православную и католическую в Х1 веке. Оно происходило самостоятельно в разных странах. У католиков покровителем пчеловодства является святой Амвросий - епископ Медиолана (Милана), живший в 340 - 397 годах.

В Праге, на Карловом мосту установлена скульптурная группа "Мадонна со святым Фомой Аквинским святым Домиником". У ног святого Фомы Ангел держит улей с медом. Этот святой является покровителем пчеловодства в Чехии. Чехи называют пчелу vcela потому, что она будто бы сидела на челе (сelo) Распятого Спасителя.

В Ирландии - настоятельница монастыря святая Гобнета, а в православной Грузии чтили святого Георгия. По сказаниям кавказских горцев происхождение пчел таково: гром, прогневывавшийся на людей, уничтожил однажды всех пчел за исключением одной, которая была спасена Богородицей и от этого священного насекомого произошли все остальные пчелы.

Таким образом, процесс отказа от старых богов-покровителей и замена их христианскими святыми проходил постепенно в различных странах. На выбор преподобных Зосимы и Савватия оказал большое влияние расцвет Соловецкого монастыря в конце ХVП века, а также сама возможность содержания пчел в суровых условиях европейского севера. Вероятно, эта идея впервые была осуществлена монахами Валаамского монастыря, где были пасеки, и где какое-то время жил Савватий. Примечательно, что празднование дня памяти святых Зосимы с Савватия совпадает с необходимыми в северных широтах мероприятиями по постановке пчел в зимовники. Этот момент как бы подтверждает тесную связь пчеловождения и почитания святых покровителей пчеловодства.